8 800 775 6981

 8 495 922 7613

Про сублимацию


Практически все источники в интернете описывают сублимацию как процесс переноса специального красителя на изделие под действием высокой температуры. При этом материал изделия должен содержать не менее 60% полиэстера (мы сейчас говорим только о нанесении на текстиль, кружки и тарелки мы пока не трогаем). Далее, обычно, следуют пояснения что куда положить или засунуть и как потом это выглядит. И это всё.

Ну а мы попробуем копнуть чуть глубже и разобраться в технологии и применяемых материалах более детально.

Итак.

Первый вопрос который заинтересовал меня в 2010 году когда мы начали внедрять эту технологию - ну почему все таки полиэстер!? Ради удовлетворения своего неуёмного любопытства, я засовывал под пресс всё что попадалось мне под руку. И хлопочек, и смесовые ткани. Один раз даже нейлон засунул... ну и 2 часа отчищал пресс от остатков тряпочки %) Печаталось на всём. После первой стирки оставалось только на том, где был полиэстер. Причем чем меньше было содержания полиэстера, тем бледнее был рисунок после стирки. Мозг распирало слово "почему". Ну, Гугл в помощь и вперед на изучение матчасти.

Родоначальником сублимационной печати считается француз Ноэль де Плассе, который в 1957 году обнаружил, что некоторые красители способны сублимировать, т.е. переходить из твердого в газообразное состояние минуя жидкую фазу. Пусковым механизмом данного процесса являлся разогрев красителя до температуры не менее 190 градусов по Цельсию. Надо понимать, что с момента когда была покрашена первая дерюжка, человечество искало способ сделать печать на любом носителе более яркой и более устойчивой. Ведь все способы печати, существовавшие до этого, отстирывались, выцветали, отслаивались, трескались и т.п. Безусловно, данное открытие являлось революционным для полиграфической и трикотажной индустрии. Почему? Да потому, что все виды печати в принципе состоят из двух основных этапов: нанесения красителя на материал и закрепления красителя на материале. И вот, если с нанесением красителя проблем не существовало, то закрепление красителя имело массу проблем. Для того, чтобы окрашивание было стойким (допустим к светопогодным условиям, для наружных рекламных материалов, для ткани), необходимо чтобы краситель проник внутрь структуры материала. В идеале, внутрь молекулярной структуры. Для этого использовались различные химические методы, что позволяло окрасить ткань в один цвет, но большого труда стоило нанести рисунок.

Но использовать сразу эту технологию не получилось. Собственно, не нашлось методов регулировать осаждение красителя на ткань в нужных местах. И только с появлением компьютеров и первых сублимационных принтеров это технология начала проникать в массы ;)

В результате развития технологий сублимационной печати, мы имеем следующие вариации: термотрансферный и прямой. Прямой метод используется в термосублимационных принтерах (например для кредитных карт) и для печати на ткани при массовом производстве.

Если говорить об одежде, то при прямом методе печати нанесение рисунка выполняется струйным принтером с использование водорастворимых сублимационных красителей напрямую на ткань с последующим запеканием. Ткань предварительно обрабатывается полиэфирной грунтовкой (праймером). Праймер необходим для предотвращения растекания чернильной капли вследствие впитывания, т.е. для увеличения разрешения. После печати ткань подвергается воздействию высокой температуры при помощи вентиляторов, инфракрасных сушек, стимеров (зрельников).

При термотрансферном методе печати, сперва производится нанесение рисунка на силиконизированную бумагу, а затем перенос рисунка на ткань в термопрессе (плоском или валковом (каландровом)).

В принципе, суть печати одна: при наличии высокой температуры (около 160-180 град.) краситель переходит в газообразное состояние и проникает в структуру ткани.

И тут Вы спросите - а при чем здесь полиэстер!?? Действительно...

Обратимся к сухим фактам: полиэфирные волокна характеризуются следующими свойствами - сильно выраженной гидрофобностью (т.е. не впитывают влагу), компактным строением (т.е. достаточной ориентацией макромолекул вдоль оси волокна и высокой плотностью упаковки), высокой термоустойчивостью. Напомню - для перехода красителя в газообразное состояние необходима температура от 160 до 180 градусов. Полиэфирное волокно после 10 часового нагрева до 180 градусов и последующего охлаждения до 20 градусов, полностью восстанавливает свои свойства по эластичности, линейным размерам. При воздействии высокой температуры, газообразный краситель диффундирует в структуру полиэфирного волокна. После снижения температуры, краситель оказывается плотно упакован в молекулярную структуру волокна. В связи с высокой гидрофобностью, при стирке или намачивании, краситель не вымывается водой. Т.е. нанесённый рисунок оказывается плотно упакован в структуру нити. И ни стирка, ни механические повреждения не могут повредить рисунку. Конечно, подиэфирное волокно боится ультрафиолета, повторного нагревания и кислот. Но посмотрим правде в глаза - после нагревания до 180 градусов, обливания кислотой и непрерывного пребывания в течении 3-х месяцев в одной майке под солнцем в Португалии, вряд ли состояние этой майки будет интересовать носителя. В силу отсутствия носителя...

Сухой остаток. Полиэстер применяется для сублимации потому, что: окрашивание волокна происходит при температуре достаточной для испарения красителя, что является гарантией стойкости нанесённого рисунка. Остальные типы волокон либо разрушаются при такой температуре, либо гидрофильны - т.е. хорошо впитываю влагу, что вызывает вымывание красителя.

Вот и вся правда о сублимации и полиэстере.

Остается добавить, что прямой метод печати мы не используем в связи с тем, что оборудование крайне дорогое и требует специальной инфраструктуры (например зрельники используют перегретый пар). При этом этим устройствам необходим непрерывный цикл и обработка ткани занимает не пять минут. Термотрансферный метод печати позволяет работать с небольшими партиями и самое большое время занимает вывод рисунка на струйном плоттере. И про полиэстер: прочен, быстро сохнет, легко отстирывается, гипоаллергенен, практически не мнётся, не нуждается в глажке (ну, теплым утюжком можно пройтись если хочется).

С Уважением,

Андрей.